АФК «Система» поторопилась отпраздновать покупку «СГ-Транса»
Запостить в:08.10.2012
АФК «Система» пока так и не стала владельцем «СГ-Транса», крупнейшего в России перевозчика сжиженных углеводородных газов. Палки в колеса ей вставил другой претендент на этот актив — «РН-Транс», дочерняя структура «Роснефти». Он не смирился с отказом в допуске к аукциону и теперь через суд пытается признать его незаконным, а также добиться повторного проведения торгов. До окончания разбирательства суд уже приостановил продажу «СГ-Транса». Впрочем, в правительстве уверяют, что этот процесс не повлияет на дальнейшие планы приватизации.
Торги по продаже 100% акций «СГ-Транса» состоялись 27 сентября. Приватизация прошла в форме конкурентного отбора покупателей в два этапа. Всего в торгах участвовали четыре компании: «Рустранском», «Спецэнерготранс», «Трансеврогаз» и АФК «Система». Последняя предложила наибольшую сумму — 22,77 млрд руб. (при стартовой цене 10,1 млрд руб.) и в итоге была признана победителем. Для оформления сделки необходимо было лишь получить согласие правительства. При этом ни у кого не вызывало сомнений, что ответ государства будет положительным: конечная цена на актив превзошла все ожидания.
Однако в дело вмешался еще один претендент на «СГ-Транс» — принадлежащий «Роснефти» «РН-Транс». Компания не была допущена к аукциону организатором торгов «Ренессанс Брокером» «из-за аффилированности с организациями, в которых участвует государство» («Роснефть» на 75,16% принадлежит государственному «Роснефтегазу»). 27 сентября «РН-Транс» обратился в суд с требованием признать незаконными действия «Ренессанс Брокера» и отменить результаты торгов. Слушание по этому делу пройдет 31 октября. При этом до окончания судебного разбирательства суд принял обеспечительные меры по дальнейшему процессу приватизации: на акции «СГ-Транса» наложен арест.
В «Роснефти» РБК daily сообщили: «Все действия компании направлены на защиту интересов ее акционеров». В «Ренессанс Брокере» пояснили, что при отборе инвестора действовали в соответствии с агентским договором и поручениями правительства и соблюли все требования. «Приватизация «СГ-Транса» представляла собой в высшей степени прозрачный и конкурентный процесс», — подчеркнул представитель компании. В секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова заявили РБК, что весь процесс будет происходить в соответствии с российским законодательством и решениями суда. При этом в правительстве добавили, что «на дальнейший ход приватизации данная ситуация не влияет». Свою позицию по этому поводу высказало и Росимущество, отметив, что поданный «РН-Транс» иск «затрагивает интересы государства». Ведомство сообщило, что «Ренессанс Брокер» действовал в рамках своих полномочий и потому Росимущество намерено присоединиться к судебному разбирательству на стороне ответчика. В АФК «Система» воздержались от комментариев.
Ранее ФАС разрешила приобрести «СГ-Транс» ряду компаний, в числе которых был и «РН-Транс». При этом структура «Роснефти» и АФК «Система» получили одобрение антимонопольной службы с предписанием обеспечивать конкуренцию на взаимосвязанных рынках по реализации и транспортировке сжиженных газов. Еще один перевозчик СУГ — «Газпромтранс» — не смог заручиться поддержкой ФАС.
Участие госкомпаний в приватизации — не что иное, как перетекание одной госсобственности в другую, говорит источник, знакомый с ситуацией. По его словам, это было понятно еще на стадии оформления сделки, и именно по этой причине в ней не участвовали РЖД и «Газпром». «Подача иска — это неприятная неожиданность, и реакция на нее может быть довольно жесткой», — предупреждает он.
Эксперты не находят логики в действиях «Роснефти». С учетом того что «РН-Транс» отказался от собственных цистерн и перешел на аутсорсинг, покупать такую сложную по своей системе компанию, как «СГ-Транс», кажется безумием, считает глава агентства Infranews Алексей Безбородов. По мнению аналитика, «СГ-Транс» не тот актив, за который надо биться.
«Для правительства эта сделка оказалась сверхудачной, и я сомневаюсь, что «Роснефть» была готова предложить за «СГ-Транс» хотя бы 15 млрд руб., — говорит директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. — Более того, непонятно, зачем «Роснефти» вообще понадобилось покупать этот актив даже по начальной стоимости аукциона, ведь компания с момента продажи в конце 2009 года более 6,2 тыс. цистерн «Трансойлу» не инвестировала в обновление и увеличение парка подвижного парка «РН-Транс» и в 2012 году тоже не собиралась закупать нефтеналивные цистерны». У «Роснефти» сейчас нет четкого понимания, как развивать транспортный актив, и стратегии, в которой было бы предусмотрено развитие перевозок сжиженного газа, парирует Михаил Бурмистров.
Необходимо отметить, что проведенная «Ренессанс Брокером» процедура не являлась торгами и не подпадала под действие закона о приватизации, поэтому у компании не было ограничений по определению условий выбора лучшего кандидата на покупку акций «СГ-Транса», считает Ярослав Кулик из Art De Lex. По его словам, если установленные самим же агентом правила конкурентных переговоров были соблюдены, то оспорить их результаты будет крайне сложно. Так, например, закон о приватизации запрещает юридическим лицам, в уставном капитале которых доля государства превышает 25%, быть покупателями в сделках по приватизации, говорит юрист.
«СГ-Транс» — крупнейший в России перевозчик сжиженных углеводородных газов с долей на рынке 38%. По итогам 2011 года на балансе «СГ-Транса» числилось 14,6 тыс. цистерн. Выручка компании в прошлом году составила 8,5 млрд руб., чистая прибыль — 404 млн руб. Основными клиентами компании являются «Сибур», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК. Кроме того, общество вывозит 100% газовой продукции с заводов «Татнефти», «Нижнекамскнефтехима», «Башнефти», ТНК и «Сургутнефтегаза».
«РН-Транс» занимается железнодорожными перевозками нефтехимических грузов. По данным рейтинга INFOLine Rail Russia TOP, на начало 2012 года в управлении «РН-Транс» находилось 12,3 тыс. нефтеналивных цистерн, из которых только 1130 собственных. В конце 2009 года «РН-Транс» продал находящиеся в лизинге 6,2 тыс. цистерн «Трансойлу» Геннадия Тимченко.
Юлия Галлямова, Анна Резникова
РБК Daily