Игорь Ким сменил стратегию
Запостить в:05.05.2012
Экспобанк, развитием которого Игорь Ким занялся после разрыва отношений с Сергеем Поповым и «МДМ банком», не будет ориентирован на массовый розничный сегмент. Хотя до сих пор это было одним из ведущих направлений в банках Кима
Экспобанк должен стать прибыльным за счет переориентации из преимущественно розничного банка в банк для корпоративных клиентов и частных клиентов с высокими доходами. Об этом говорится в разделе, посвященном стратегии развития, в годовом отчете банка за 2011 г.
Это контрастирует со стратегией крупных банков, в капитал которых входил Ким. На массовую розницу ориентировались, в частности, Сибакадембанк и Уралвнешторгбанк, слившиеся сначала в «Урса банк», а впоследствии объединившиеся с «МДМ банком». Активен в розничном сегменте и «Восточный экспресс банк», где Киму принадлежит 15,6%.
В прошлом году Ким вышел из капитала «МДМ банка» и стал основным владельцем Экспобанка. Тогда это был еще «Барклайс банк», который одноименная британская группа выставила на продажу из-за решения свернуть розничный бизнес в России. Впрочем, особо массовой розница у Barclays не была — она ориентировалась на уровень выше среднего, некоторые ее офисы были премиального формата. Именно премиальный сегмент и решено развивать на базе Экспобанка. Представитель банка от дополнительных комментариев отказался, получить комментарии Кима не удалось.
К борьбе за розничных клиентов с уровнем доходов выше среднего подключились почти все крупнейшие банки. Даже Сбербанк стал делать специальные продукты и зоны в отделениях, а также открыл специальные офисы для наиболее состоятельных клиентов.
Но сам Экспобанк за прошлый год показал убыток в 776 млн руб. Убыток связан с действиями Barclays, что привело к «приостановке реализации новых проектов» и оттоку клиентов, говорится в отчете банка: в конце прошлого года новые собственники банка приняли стратегию развития, которая должна сделать банк прибыльным после почти пяти лет убытка.
А вот к дальнейшим покупкам Ким не охладел. Наряду с органическим ростом Экспобанк намерен увеличивать объемы бизнеса за счет слияния и поглощения с другими кредитными организациями, что позволит ему расти темпами выше среднерыночного, говорится в разделе о стратегии. На прошлой неделе о смене названия сообщил Латвийский торговый банк, доставшийся Киму в ходе расчетов за его пакет в «МДМ банке». Теперь он называется Expobank. Это хорошее сочетание для развития в сегменте private banking, состоятельным клиентам требуются услуги не только в России, но и за рубежом, говорит начальник управления по работе с состоятельными клиентами Райффайзенбанка Светлана Григорян: «универсальное предложение гораздо более привлекательно для состоятельных клиентов». Именно потребностями клиентов сегмента private banking представители Сбербанка объясняли приобретение дочернего банка в Швейцарии. Структуры Кима также недавно интересовались российским Абсолют-банком, им сейчас владеет бельгийская группа КВС.
Ольга Плотонова
Ведомости