Японцы променяли водку Stolichnaya на «Русский стандарт»
Запостить в:16.02.2012
«Русский стандарт» увел дистрибьютора на австралийском рынке у своего основного конкурента за звание главного поставщика русской водки в мире — SPI Group Юрия Шефлера (марка Stolichnaya). На этой неделе компания Рустама Тарико сообщила о подписании пятилетнего контракта с одним из крупнейших дистрибьюторов крепкого алкоголя в Австралии — японской Suntory. Союз японцев с «Русским стандартом» означает автоматический разрыв контракта с SPI Group, заключившей с Suntory пятилетний контракт лишь в марте прошлого года.
Австралийский рынок водки является довольно небольшим (порядка 1,1 млн дал), однако при этом стабильно растущим. По данным австралийских СМИ, рост водочной категории начался в 2004 году и с тех пор ежегодно жители Зеленого континента потребляют в среднем на 3,6% водки больше, чем годом ранее. В денежном выражении рост австралийского водочного рынка является более динамичным — по 5,5% в год. Рост потребления водки достигается за счет привлечения молодежной аудитории, отмечают местные аналитики. Абсолютным лидером австралийского рынка является водка Smirnoff (Diageo) с долей 47%.
«Русский стандарт» пришел в Австралию относительно недавно — продажи начались в 2009 году. Партнером российской компании стали американцы из Beam. Запуск оказался успешным — уже после года продаж доля компании Рустама Тарико в Австралии составила 5%. Перед дистрибьютором была поставлена амбициозная задача достичь рыночной доли 10% к концу 2011 года. Сам г-н Тарико в интервью австралийским СМИ неоднократно подчеркивал, что работа в Австралии стала наиболее успешной для «Русского стандарта» за всю историю. Популярность русской водки в Австралии поддерживается и благодаря телешоу Russian Standard Vodka Live at the Chapel — рок и поп-артисты выступают в соборах Мельбурна и Сиднея.
Осенью 2010 года «Русский стандарт» запустил на австралийский рынок также собственный слабоалкогольный коктейль, дистрибуцией которого занялось австралийское подразделение Coca-Cola.
Другая русская водка — Stolichnaya — появилась в Австралии задолго до своего конкурента. Продвижением продукта SPI Group занималась британская компания William Grant & Sons. С 2009 года к дистрибуции Stolichnaya в некоторых штатах Австралии подключился и японский гигант Suntory. Стараниями японцев в 2010 году продажи Stolichnaya на австралийском рынке выросли на 44%, и это стало поводом для подписания SPI Group с Suntory Australia договора на эксклюзивную дистрибуцию в марте 2011 года. Договор был рассчитан на пять лет.
Однако на этой неделе стало известно, что долгосрочный договор между Suntory и SPI Group будет разорван: японская компания объявила о подписании пятилетнего соглашения об эксклюзивной дистрибуции в Австралии «Русского стандарта». Соглашение вступит в силу с апреля 2012 года. О причинах разрыва отношений стороны не говорят, ограничиваясь политкорректными комплиментами в адрес друг друга и заверениями в полном удовлетворении результатами сотрудничества.
Вполне вероятно, что «Русский стандарт» сумел просто перекупить дистрибьютора у конкурента, что косвенно подтверждается заявлением руководителя австралийского подразделения Suntory Иэна Афертона. «С существенными инвестициями, которые будут вложены в развитие бренда, мы надеемся вывести «Русский стандарт» на первое место в категории премиум-водок в Австралии», — заявил он.
Международный глава «Русского стандарта» Джонатан Сторди, в свою очередь, подчеркнул, что компания уже давно восхищается работой Suntory по развитию брендов в Австралии, и выразил уверенность в предстоящем успехе совместной работы. Представитель SPI Group Франк Коэн пообещал, что компания объявит о новом партнере в Австралии в ближайшие недели. Вряд ли это будет William Grant & Sons — британцы в декабре подписали контракт с «Синергией» о выводе на австралийский рынок водки Beluga, что практически исключает возможность работы с другим русским брендом.
Тем временем головная японская компания Suntory Holding Limited, известная своим виски, объявила о желании расширить свое присутствие в России. На проходящей в Москве отраслевой выставке «Продэкспо» японцы представили свой новый продукт — Suntory Vodka, выпущенный специально для российского рынка. По словам представителя японской компании, Suntory производит водку для своего рынка уже более 40 лет, однако для того чтобы начать экспорт в Россию, ей пришлось внести изменения в рецептуру — японская водка не соответствовала российским стандартам.
В настоящее время японцы, работающие в России через дистрибьютора «Вельд-21», ведут переговоры с федеральными сетями о дистрибуции водки и других своих продуктов. Розничная цена еще не определена. Во Владивостоке и Хабаровске на интернет-сайтах контрабандно ввезенная в Россию водка Suntory предлагается по 400—450 руб. за бутылку 0,75 л. В первый год продаж японцы хотели бы реализовать в России 9 тыс. дал своей водки.
Денис Пузырев
РБК Daily